Бизнес-акселераторы. Как это работает в России?

бизнес-акселераторы

Как сказал поэт, в России свой особой путь. Поэтому не удивительно, что любая идея, даже снятая практически под копирку у западных коллег, все равно претерпевает некоторые изменения. Такие генные мутации относятся и к бизнесу в России и ко всему, что так или иначе с ним связано.

В этом обзоре речь пойдет о так называемых бизнес-акселераторах, число которых на западе уменьшается, а у нас, наоборот. увеличивается. Впрочем, это все особый путь, о котором подробнее далее.

Бизнес-акселераторы или бизнес-инкубаторы?

На самом деле это не одно и то же, как многие думают. Бизнес-акселераторы предназначаются для стартапов, а бизнес-инкубаторы — для уже сформировавшихся компаний. Бизнес-инкубаторы — это особая инфраструктура, на подобие технопарка, позволяющая предприятию длительный период времени (2-3 года) беспрепятственно развиваться на рынке. Компании-резиденту предоставляются льготные условия аренды, доступа к оборудованию, а также всевозможных профессиональным сервисам — от предоставления юридических услуг до маркетинга.

Если вышеописанную форму поддержки специалисты называют жесткой инфраструктурой, то бизнес-акселерацию — мягкой. Выражается она прежде всего в виде обучения, системы менторства и консалтинговой поддержки. Бизнес-акселерация — это точечная консалтинговая программа, нацеленная на быстрый подъем стартапа в течение всего каких-то 3-6 месяцев. Три кита бизнес-акселератора — связи, опыт и ментор. Во главе угла такой компании всегда стоит специалист с большим так называемым социальным капиталом (или венчурном сообществе, или профильной отрасли).

Все это дает возможность стартаперу с головой окунуться в необходимую для быстрого развития среду. Однако эффективность бизнес-акселерации зависит также от способности компании или предпринимателя к быстрому освоению программы и личностному росту.

Что дает бизнес-акселерация?

Тот период развития компании, который лежит между самой идеей и началом продажи, и является целью программы бизнес-акселератора. Это прежде всего такие важные задачи, как:

  1. верификация бизнес-модели;

  2. подтверждение спроса на рынке;

  3. поиск стратегии масштабирования;

  4. разработка прототипа продукта (услуги).

Однако следует помнить, что бизнес-акселератор беспощаден, и запускает развитие всех процессов — как положительных, так и отрицательных. Это может привести вместо развития к краху. Как заверяют эксперты в этом нет чего-то особенно плохого. Ведь благодаря этому инвестор сэкономит деньги, а предприниматель время.

Кстати, программой бизнес-акселерации могут воспользоваться не только абсолютные новички, но также уже утвердившиеся на рынке компании, когда им необходимо преодолеть очередные локальные проблемы. Это могут быть задачи по выходу в новые ниши рынка, а может быть, изменение стратегии развития конкретного продукта или всего бизнеса.

Итак, по большому счету, бизнес-акселераторы — это современная альтернатива консалтингу. Многие компании, оказывающие подобные услуги, выросли именно на базе консалтинговых услуг.

Добавить комментарий